ВКС: экономьте время и деньги

04.03.06

Общение при помощи видеоконференц-связи (ВКС), когда во время сеанса участники могут не только видеть и слышать друг друга, но и обмениваться данными и обрабатывать их в режиме реального времени, позволяет увеличить эффект восприятия информации до 90%. По этой причине решения ВКС считаются одним из мощных инструментов повышения эффективности бизнеса и представляют собой качественно новый уровень коммуникаций, объединяя технологические достижения в компьютерной области, телефонии и телевидении. Тем не менее, в России системы ВКС продолжают оставаться востребованными в основном среди крупных компаний и предприятий. Попробуем разобраться в том, почему это происходит.

О бизнесе – «не по телефону»Чтоже дает предприятию использование ВКС? Реализацию подобных проектов неназовешь дешевой: как правило, инвестиции на развертывание системысоставляют десятки и сотни тысяч долларов. Однако в процессеэксплуатации эта «игрушка» довольно быстро начинает приносить ощутимуюпользу. Видеоконференция создает максимальный эффект живого общениядвух и более людей независимо от того, на каком расстоянии онинаходятся друг от друга. Широкая функциональностьпрограммно-аппаратного комплекса ВКС позволяет в ходе видеоконференциииспользовать привычные всем ПК, совместно работать с документами и дажеподписывать их, показывать презентации, подключать аудио-, видео- иDVD-устройства, документ-камеры, системы слежения и другое периферийноеоборудование.Эти возможности помогают оптимизироватьорганизационные процессы и структуру коммуникаций внутри компании исущественно повысить продуктивность работы сотрудников. Эффект отвнедрения ВКС довольно многогранен, и условно его можно разделить наявный и косвенный. В первом случае речь идет о сокращении материальныхзатрат, которые легко подсчитать и представить в денежном выражении.Косвенный, или неявный, эффект сложно оценить в цифрах, но тем не менеевнедрение ВКС положительно сказывается на имидже и престиже компании,позволяет сократить время принятия решений и оперативного анализаситуации, расширяет возможности общения руководителя с подчиненными.Стоитотметить, что на рынке существует ряд альтернативных коммуникационныхрешений, например, селекторная телефония, видеотелефоны, видеосвязь спомощью обычной веб-камеры, установленной на ПК. Но подобные решения,будучи более дешевыми, имеют ряд существенных функциональных итехнологических ограничений и, как правило, не обеспечивают высокоекачество передачи звука и изображения, что, в частности, негативноотражается на уровне восприятия информации.Чаще всего проектыреализуются для корпораций и холдингов с разветвленной филиальнойструктурой или сетью представительств, для торговых сетей, кадровыхслужб, крупных дистрибьюторских и интеграторских компаний, отраслевыхпредприятий, государственных и образовательных учреждений, органоввласти. Иными словами, сегодня системы ВКС могут быть примененыпрактически во всех отраслях экономики и сферах бизнеса.

Издержки ростаТем не менее при таких многообещающих возможностях и очевидной эффективности, решения ВКС пока не пользуются массовым спросом. Будемоткровенны: сегодня системы ВКС вряд ли могут быть столь жевостребованным решением, как, например, системы IP-телефонии. Дело втом, что существует ряд факторов, временно сдерживающих активноераспространение систем ВКС в качестве неотъемлемого инструментабизнес-коммуникаций. Впрочем, они не являются фатальными для перспективсистем ВКС, их, скорее, стоит рассматривать как своего рода издержкистановления этого молодого сегмента.Так, в отличие от крупныхкомпаний, интересы средних и малых организаций, а соответственно инаправления их инвестиций пока касаются в основном задач первойнеобходимости, например, построения ИТ-инфраструктуры, сетей храненияданных. В то же время положительным фактором для рынка ВКС являетсясущественный и стабильный рост числа компаний, уже установивших у себяпроизводительные ЛВС или модернизирующих устаревшие. Появившаяся упредприятий современная ИТ-инфраструктура, с одной стороны, требуетоправдания вложенных инвестиций и, соответственно, предполагаетнаполнение ее соответствующими сервисами, с другой – позволяет по мерероста компании искать дополнительные инструменты эффективногоуправления бизнесом, к которым относятся системы видеоконференц-связи.Недаром говорят, что внедрение подобного решения – признак успешного ипрогрессивного бизнеса.Другие проблемы ВКС лежат в областитехнологий. Так, для обеспечения качественной передачи звука иизображения в ходе видеоконференции предполагается высокая скоростьпередачи, а также обработки (кодирования и декодирования) аудио- ивидеопотоков. Впрочем, эта задача легко решается с помощьюспециализированных программно-аппаратных средств, или кодеков,поставляемых производителями ВКС. Кроме того, активно ведутсяразработки в области алгоритмов сжатия передаваемой информации. Поканаиболее заметные успехи достигнуты в области сжатия речи – в несколькораз без потери качества. Алгоритм сжатия видеопотока позволит более чемв два раза увеличить использование существующих каналов связи (которыесегодня не отвечают требованиям ВКС), и, таким образом, компенсируетнедостатки инфраструктуры в регионах.Следует отметить, что нехваткавысокоскоростных широкополосных каналов связи все еще остается одной изосновных проблем, тормозящих массовое внедрение решений на базе ВКС.Если в Москве и Санкт-Петербурге соответствующие каналы в последниегоды стали относительно доступными, появилось новое оборудование,применяются новые технологии, то в других городах состояние идоступность инфраструктуры пока не позволяют говорить о широкомвнедрении ВКС.Исторически системы видеоконференций развертывались восновном на базе ISDN-сетей. Сегодня в России более приоритетным иперспективным стало использование IP-сетей (локальных и территориальнораспределенных). Существуют рекомендованные скорости каналов, прикоторых обеспечивается достаточное качество видеоконференции. Прииспользовании ISDN-сетей их пропускная способность должна составлять неменее 384 кбит/с, а для IP-сетей желательно иметь не менее 768 кбит/с.Пока далеко не любая компания имеет доступ к каналам с такимискоростями. Теоретически можно организовать ВКС с помощью спутниковойсвязи, но на практике это, во-первых, неоправданно дорогоеудовольствие, во-вторых, такое беспроводное соединение не обеспечиваеттребуемую пропускную способность передачи информации.Стоитупомянуть и о том, что российский рынок ВКС не избалован вниманием состороны зарубежных вендоров. Подавляющее большинство производителей неспешат открывать в России представительства, вендоры не очень активнозанимаются локализацией своей продукции. В этих условиях основныезаботы и трудности продвижения решений по видеоконференциям ложатся наплечи участников канала сбыта, на системных интеграторов.Впрочем,то, что рынок систем видеоконференц-связи находится еще в стадиистановления, можно понять, когда речь заходит о проблемах имиджа услугВКС как таковых. Даже в мегаполисах, где нет особых проблем сдоступностью широкополосных цифровых каналов, и местные компании могутинвестировать средства в развертывание серьезных систем, впредставлении большинства пользователей идея виртуальной групповойвидеоконференц-связи еще выглядит экзотикой и ассоциируется сVIP-услугой. Существующее положение можно объяснить как неразвитойкультурой корпоративного общения в российских компаниях, так итривиальной некомпетентностью значительной части потребителей не тольков технических аспектах использования ВКС, но и в ее практическойценности для нужд бизнеса.

Будем терпеливыПобольшому счету, становление российского рынка ВКС началось всегопять-шесть лет назад. Если зарубежные поставщики, наконец, обратят нанего внимание, то, это положительно скажется на динамике его развития.Но в любом случае можно утверждать, что в ближайшие годы наиболееактивный рост будет происходить в сегменте бюджетных персональныхрешений типа «точка-точка», и появление сетей мобильной связи споддержкой передачи видео уже не за горами. А чем дешевле будет этауслуга, тем больше пользователей проявят к ней интерес. Став массовымив нижнем сегменте, системы видеосвязи войдут в сознание потребителей вкачестве повседневного и привычного инструмента общения, что,безусловно, станет одним из мощных стимулов для последующего развитиясреднего и верхнего сегментов ВКС.