ВКС рынок: новые решения, новые игроки

25.04.06

За последние год-полтора на российском рынке видеоконференцсвязи(ВКС) произошли существенные изменения, продолжающиеся и в нынешнем году. В первую очередьони связаны с тем, что на этом поле активизировались в противовес и вдополнение к лидирующей паре - Tandberg и Polycom- такие игроки, как LifeSize, Codian, а такжетелекоммуникационные компании (Alcatel, Avaya, Nortel и др.), нескольконеожиданно начавшие активно осваивать этот сегмент, впрочем, вкооперации с основными поставщиками ВКС-оборудования. По данным консалтинговойкомпании Wainhouse Research, к 2007 г. в мире объемрынка ВКС достигнет 10 млрд. долл. (в 2004 г. его объем был на уровне 1млрд. долл.) при ожидаемом ежегодном росте 25%. При этом, Россия является наиболее динамично развивающимся рынком, ежегодноувеличивающимся примерно на 50% (как отмечают эксперты, точных данныхна сей счет нет). Большинство российских системных интеграторов ипоставщиков оборудования ВКС заявляют о стабильном росте объемов продажоборудования ВКС в России - от 40 до 90% ежегодно.Причин длятакого стремительного роста рынка ВКС, по мнению Wainhouse Research, покрайней мере четыре: резкое снижение (до 10 крат!) стоимостиоборудования (в среднем с 60 тыс. долл. в 1995 г. до 6 тыс. в прошломгоду); необходимость в оперативной связи; желание сэкономить накомандировках (по оценкам экспертов, при использовании ВКС взаменбизнес-туров затраты снижаются в 3-4 раза); увеличение числа занятыхвиртуальной работой служащих в мире (в 8 раз за 5 лет - по даннымNemertes Research).Интеграторы (например, "АМТ Групп", КРОК) ивендоры, в том числе Tandberg, также полагают, что сегодня современныесистемы ВКС уже не являются неким "эксклюзивом" для топ-менеджеровкорпораций, а могут использоваться в повседневной работе сотрудникамисреднего звена, причем не только крупной компании. ПредставительTandberg напомнил, в частности, о внедрении (совместно с российскойфирмой "Энвижн Груп") мобильной ВКС на медицинском поезде (передвижнойконсультативно-диагностический центр) в ОАО "Российские железныедороги" (РЖД) с использованием универсальных мобильных ВКС-терминаловTandberg Tactical MXP.Падению цен на оборудование видеосвязи,причем при улучшении его характеристик и качества, в немалой степениспособствует нарастание давления со стороны новых конкурентов, таких,как Codian и LifeSize, а также со стороны китайских фирм (которые покадействуют в Азиатском регионе, но, видимо, не прочь в ближайшее времяпосягнуть на российский кусок ВКС-пирога).