Эффект присутствия от видеоконференции

04.02.08

В последние годы решения Telepresence (телеприсутствие) приобретают все большую популярность. Аналитики называют Telepresence в числе наиболее перспективных технологий, которые, в частности, будут задавать тон на мировом телекоммуникационном рынке в 2008 г. Заметное улучшение качества таких решений и постепенное снижение цен на них до приемлемого для заинтересованных компаний уровня способствуют вхождению Telepresence в повседневную бизнес-практику организаций различных сфер деятельности.

В отличие от традиционных систем видеоконференцсвязи, в большинстве своем показывающих удаленным собеседникам «говорящие головы» (которые, в случае многоточечного сеанса, пытаются «перекричать друг друга»), системы Telepresence обеспечивают изображение в натуральную величину, естественный визуальный контакт собеседников и трехмерный звук.

Содержание, вкладываемое в понятие Telepresence разными вендорами, может различаться в деталях, но совпадает в главном: система Telepresence обеспечивает полный эффект присутствия пространственно удаленных собеседников в одном помещении.

Немного истории
Первым коммерчески успешным производителем решений Telepresence стала частная компания TeleSuite, основанная в 1993 г. Позднее она сменила название на Destiny Conferencing. Поначалу к сотрудничеству с TeleSuite проявили особый интерес представители гостиничного бизнеса, заметив, что возможность общения постояльцев со своими семьями в режиме телеприсутствия позволяет продлить срок их пребывания в гостинице. Но вскоре стало очевидно, что гораздо перспективнее применение Telepresence в бизнес-среде. 

Именно в рамках TeleSuite возникла идея совместить систему видеоконференцсвязи и специально оборудованное помещение, которое таким образом превращалось в площадку для виртуального соприсутствия участников встречи. История гласит, что первый чертеж такой комнаты был сделан одним из основателей TeleSuite, Гарольдом Уильямсом на гостиничной салфетке. В течение нескольких лет идея стала реальностью, производившей неизгладимое впечатление на свидетелей сеансов. 

Конечно, система имела ряд недостатков, часть из них была обусловлена ограничениями существовавших на тот момент сетей передачи данных и технологий компрессии, из-за чего возникала некоторая прерывистость видеоряда. Тем не менее, системы TeleSuite были внедрены и активно использовались многими бизнес-заказчиками.

Но подлинный всплеск интереса к решениям Telepresence возник в середине 2000-х гг., когда крупные вендоры, такие как Polycom, Cisco, HP и др., стали выводить на рынок собственные системы. 

В начале января 2007 г. компания Polycom приобрела Destiny Conferencing. В результате Polycom стал обладателем целого ряда патентов, имеющих ключевое значение для развития направления Telepresence. Вскоре было анонсировано решение Polycom RealPresence Experience High Definition (RPX HD), которое можно назвать преемником системы TeleSuite Telepresence. Стоит отметить, что решение TeleSuite Telepresence уже включало в себя передовые продукты Polycom, поэтому объединение опыта и наработок обеих компаний произошло очень органично.

Telepresence от Polycom
Основой high-end-решения RPX HD стали видеосистемы высокого разрешения Polycom HDX 9000. Эти системы видеоконференцсвязи уже знакомы российским заказчикам, их поставка в страну началась в конце 2006 г. Системы серии HDX 9000 поддерживают разрешение 1280x720 и передачу 30 кадров в секунду на скоростях от 1 до 4 Мбит/с. Система поддерживает протоколы сжатия видеопотока H.261, H.263+, H.264, обеспечивая маскировку ошибок передачи видеоизображения. Поддержка стандарта H.239 позволяет одновременно с видео получать и отсылать потоки данных. 

Особенностью решения Polycom RPX HD является то, что экраны 16:9 бесшовно объединяются в единую видеостену, в то время как у других производителей каждый экран представляет собой самостоятельное «окно» в другую переговорную комнату. 

Формат такой видеостены может достигать 48:9. Весь ее объем заполняется целостным образом «с другой стороны», содержащим не только изображения собеседников, но и обстановку помещения, что в сочетании с высоким разрешением дает пользователям уникальный визуальный опыт и полное ощущение присутствия в одной аудитории с удаленными собеседниками.
Более того, в каком бы месте аудитории ни находились участники сессии, они могут общаться со своими контрагентами, в буквальном смысле глядя в глаза друг другу. Это достигается за счет технологии EyeConnect. В решении Polycom используются миниатюрные HD-камеры (3 CCD), которые вмонтированы непосредственно в экран и при этом незаметны для пользователей. 

Разумеется, для эффекта соприсутствия необходимо соответствующее качество объемного звука. Для его обеспечения в решении Polycom RPX HD применяются смонтированные на потолке микрофоны, отделка стен специальными панелями, улучшающими акустику, высоконадежное стереозвуковое оборудование и патентованная технология Polycom Siren22 StereoSurround (22 кГц). Технология обеспечивает HD-передачу стереозвука – и для речи, и для контента, содержащего аудио. Как и в реальной жизни, источник звука привязывается в восприятии пользователей к определенному месту в виртуальном пространстве и смещается вместе с передвижениями говорящего. 

Система Polycom RPX HD позволяет участникам встречи работать совместно с мультимедийным контентом, хранящимся на компьютере. Для этого используются персональные мониторы, вмонтированные в столы в переговорной комнате, и позволяющие участникам просматривать, получать и отсылать контент в высоком разрешении.

Создавая свое высокотехнологичное решение, компания Polycom позаботилась и о сохранении инвестиций заказчиков. Система Polycom RPX HD обратно совместима со всеми другими решениями для видеоконференцсвязи, основанными на стандартах. Таким образом, совместно с RPX HD может использоваться унаследованное оборудование. Кроме того, система является многофункциональной. Когда нет необходимости в организации сеанса видеосвязи, помещение может использоваться как обычная переговорная комната (форма и расположение стола позволяют участникам встречи располагаться вокруг него), присутствующие могут совместно работать с контентом посредством персональных дисплеев, а если нужно – организовать аудиоконференцию с помощью конференц-телефона SoundStation VTX 1000. 

Система RPX HD имеет модификации Polycom RPX HD 400 Series (экран 48:9, количество участников – от 8 до 28) и Polycom RPX HD 200 Series (экран 24:9, 4–18 участников). К настоящему времени в мире установлены и функционируют около 180 комнат Polycom RPX.

В октябре минувшего года линейка Telepresence компании Polycom пополнилась еще одним решением – Polycom Telepresence Experience High Definition (Polycom TPX HD 306M), предназначенным для работы небольших групп. В его состав входят три 60-дюймовые плазменные панели, три встроенные HD-камеры Polycom EagleEye, потолочные стереомикрофоны и сенсорная панель управления. Интересно, что это решение является свободно стоящим, т. е. при необходимости оно может быть, подобно набору мебели, демонтировано и перенесено в другое помещение. 

В системах Telepresence компании Polycom используется стандартная архитектура Polycom UltimateHD. Благодаря ей обеспечивается слаженная работа видеосистем, серверов многоточечной видеоконференцсвязи (MCU), устройств для записи видео с высоким разрешением, систем передачи и просмотра контента, встроенных оконечных устройств Polycom HD Voice. Стоит заметить, что принципы UltimateHD Polycom распространяет на всю линейку устройств HDX, вплоть до персональных систем, что превращает их в нечто большее, нежели просто система видеосвязи.

Не только продукт, но и сервис
Предложение Polycom включает в себя не только сами системы Telepresence, но и сервис Video Network Operations Center (VNOC). Этот центр поддержки, работающий круглосуточно 365 дней в году, позволяет пользователям максимально эффективно применять инсталлированное Telepresence-решение, осуществляя мониторинг сети, поддерживая качество соединения во время сеансов, следя за безопасностью и конфиденциальностью связи, помогая заказчику планировать расписание сеансов видеосвязи, предоставляя необходимые отчеты и т. д. Принципиальная позиция Polycom состоит в том, что заказчик должен иметь возможность сосредоточиться на своем основном бизнесе и не думать об используемых технологиях. Поэтому специалисты VNOC берут на себя всю техническую часть, вплоть до настройки экранного изображения, а пользователям остается только в назначенное время прийти в переговорную комнату и приступить к работе.