Эффект присутствия от видеоконференции

04.02.08

В последние годы решения Telepresence (телеприсутствие) приобретают все большую популярность. Аналитики называют Telepresence в числе наиболее перспективных технологий, которые, в частности, будут задавать тон на мировом телекоммуникационном рынке в 2008 г. Заметное улучшение качества таких решений и постепенное снижение цен на них до приемлемого для заинтересованных компаний уровня способствуют вхождению Telepresence в повседневную бизнес-практику организаций различных сфер деятельности.

В отличие оттрадиционных систем видеоконференцсвязи, в большинстве своемпоказывающих удаленным собеседникам «говорящие головы» (которые, вслучае многоточечного сеанса, пытаются «перекричать друг друга»),системы Telepresence обеспечивают изображение в натуральную величину,естественный визуальный контакт собеседников и трехмерный звук.

Содержание,вкладываемое в понятие Telepresence разными вендорами, можетразличаться в деталях, но совпадает в главном: система Telepresenceобеспечивает полный эффект присутствия пространственно удаленныхсобеседников в одном помещении.Немного истории

Первымкоммерчески успешным производителем решений Telepresence стала частнаякомпания TeleSuite, основанная в 1993 г. Позднее она сменила названиена Destiny Conferencing. Поначалу к сотрудничеству с TeleSuite проявилиособый интерес представители гостиничного бизнеса, заметив, чтовозможность общения постояльцев со своими семьями в режиметелеприсутствия позволяет продлить срок их пребывания в гостинице. Новскоре стало очевидно, что гораздо перспективнее применениеTelepresence в бизнес-среде. Именно в рамках TeleSuite возниклаидея совместить систему видеоконференцсвязи и специально оборудованноепомещение, которое таким образом превращалось в площадку длявиртуального соприсутствия участников встречи. История гласит, чтопервый чертеж такой комнаты был сделан одним из основателей TeleSuite,Гарольдом Уильямсом на гостиничной салфетке. В течение нескольких летидея стала реальностью, производившей неизгладимое впечатление насвидетелей сеансов. Конечно, система имела ряд недостатков, частьиз них была обусловлена ограничениями существовавших на тот моментсетей передачи данных и технологий компрессии, из-за чего возникаланекоторая прерывистость видеоряда. Тем не менее, системы TeleSuite быливнедрены и активно использовались многими бизнес-заказчиками.Ноподлинный всплеск интереса к решениям Telepresence возник в середине2000-х гг., когда крупные вендоры, такие как Polycom, Cisco, HP и др.,стали выводить на рынок собственные системы. В начале января 2007г. компания Polycom приобрела Destiny Conferencing. В результатеPolycom стал обладателем целого ряда патентов, имеющих ключевоезначение для развития направления Telepresence. Вскоре былоанонсировано решение Polycom RealPresence Experience High Definition(RPX HD), которое можно назвать преемником системы TeleSuiteTelepresence. Стоит отметить, что решение TeleSuite Telepresence ужевключало в себя передовые продукты Polycom, поэтому объединение опыта инаработок обеих компаний произошло очень органично.

Telepresence от Polycom

Основойhigh-end-решения RPX HD стали видеосистемы высокого разрешения PolycomHDX 9000. Эти системы видеоконференцсвязи уже знакомы российскимзаказчикам, их поставка в страну началась в конце 2006 г. Системы серииHDX 9000 поддерживают разрешение 1280x720 и передачу 30 кадров всекунду на скоростях от 1 до 4 Мбит/с. Система поддерживает протоколысжатия видеопотока H.261, H.263+, H.264, обеспечивая маскировку ошибокпередачи видеоизображения. Поддержка стандарта H.239 позволяетодновременно с видео получать и отсылать потоки данных. Особенностьюрешения Polycom RPX HD является то, что экраны 16:9 бесшовнообъединяются в единую видеостену, в то время как у другихпроизводителей каждый экран представляет собой самостоятельное «окно» вдругую переговорную комнату. Формат такой видеостены можетдостигать 48:9. Весь ее объем заполняется целостным образом «с другойстороны», содержащим не только изображения собеседников, но иобстановку помещения, что в сочетании с высоким разрешением даетпользователям уникальный визуальный опыт и полное ощущение присутствияв одной аудитории с удаленными собеседниками.

Более того, в какомбы месте аудитории ни находились участники сессии, они могут общатьсясо своими контрагентами, в буквальном смысле глядя в глаза друг другу.Это достигается за счет технологии EyeConnect. В решении Polycomиспользуются миниатюрные HD-камеры (3 CCD), которые вмонтированынепосредственно в экран и при этом незаметны для пользователей. Разумеется,для эффекта соприсутствия необходимо соответствующее качество объемногозвука. Для его обеспечения в решении Polycom RPX HD применяютсясмонтированные на потолке микрофоны, отделка стен специальнымипанелями, улучшающими акустику, высоконадежное стереозвуковоеоборудование и патентованная технология Polycom Siren22 StereoSurround(22 кГц). Технология обеспечивает HD-передачу стереозвука – и для речи,и для контента, содержащего аудио. Как и в реальной жизни, источникзвука привязывается в восприятии пользователей к определенному месту ввиртуальном пространстве и смещается вместе с передвижениямиговорящего. Система Polycom RPX HD позволяет участникам встречиработать совместно с мультимедийным контентом, хранящимся накомпьютере. Для этого используются персональные мониторы,вмонтированные в столы в переговорной комнате, и позволяющие участникампросматривать, получать и отсылать контент в высоком разрешении.Создаваясвое высокотехнологичное решение, компания Polycom позаботилась и осохранении инвестиций заказчиков. Система Polycom RPX HD обратносовместима со всеми другими решениями для видеоконференцсвязи,основанными на стандартах. Таким образом, совместно с RPX HD можетиспользоваться унаследованное оборудование. Кроме того, системаявляется многофункциональной. Когда нет необходимости в организациисеанса видеосвязи, помещение может использоваться как обычнаяпереговорная комната (форма и расположение стола позволяют участникамвстречи располагаться вокруг него), присутствующие могут совместноработать с контентом посредством персональных дисплеев, а если нужно –организовать аудиоконференцию с помощью конференц-телефона SoundStationVTX 1000. Система RPX HD имеет модификации Polycom RPX HD 400Series (экран 48:9, количество участников – от 8 до 28) и Polycom RPXHD 200 Series (экран 24:9, 4–18 участников). К настоящему времени вмире установлены и функционируют около 180 комнат Polycom RPX.Воктябре минувшего года линейка Telepresence компании Polycomпополнилась еще одним решением – Polycom Telepresence Experience HighDefinition (Polycom TPX HD 306M), предназначенным для работы небольшихгрупп. В его состав входят три 60-дюймовые плазменные панели, тривстроенные HD-камеры Polycom EagleEye, потолочные стереомикрофоны исенсорная панель управления. Интересно, что это решение являетсясвободно стоящим, т. е. при необходимости оно может быть, подобнонабору мебели, демонтировано и перенесено в другое помещение. Всистемах Telepresence компании Polycom используется стандартнаяархитектура Polycom UltimateHD. Благодаря ей обеспечивается слаженнаяработа видеосистем, серверов многоточечной видеоконференцсвязи (MCU),устройств для записи видео с высоким разрешением, систем передачи ипросмотра контента, встроенных оконечных устройств Polycom HD Voice.Стоит заметить, что принципы UltimateHD Polycom распространяет на всюлинейку устройств HDX, вплоть до персональных систем, что превращает ихв нечто большее, нежели просто система видеосвязи.

Не только продукт, но и сервис

ПредложениеPolycom включает в себя не только сами системы Telepresence, но исервис Video Network Operations Center (VNOC). Этот центр поддержки,работающий круглосуточно 365 дней в году, позволяет пользователяммаксимально эффективно применять инсталлированное Telepresence-решение,осуществляя мониторинг сети, поддерживая качество соединения во времясеансов, следя за безопасностью и конфиденциальностью связи, помогаязаказчику планировать расписание сеансов видеосвязи, предоставляянеобходимые отчеты и т. д. Принципиальная позиция Polycom состоит втом, что заказчик должен иметь возможность сосредоточиться на своемосновном бизнесе и не думать об используемых технологиях. Поэтомуспециалисты VNOC берут на себя всю техническую часть, вплоть донастройки экранного изображения, а пользователям остается только вназначенное время прийти в переговорную комнату и приступить к работе.